Методический кабинет

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Структура методической работы

Задачи методической комиссии

Задачи методических комиссий:

  • анализировать и корректировать учебно-программную документацию;

  • изучать и анализировать современные технологии обучения;

  • анализировать деятельность педагогических работников по организации внеурочной работы (проведение предметных недель, месячников по профессии, олимпиад по предметам, конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов и т.д.);

  • изучать положительный педагогический опыт, проводить его анализ;

  • анализировать деятельность педагогических работников по реализации основных направлений научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • анализировать преподавательскую деятельность педагогических работников по повышению качества профессионального образования учащихся в соответствии с современными требованиями к выпускнику профессионального учебного заведения;

Целевая программа:

Проанализировав учебно-планирующую документацию по квалификации «Оператор птицефабрик и механизированных ферм», преподавателями и мастерами производственного обучения было принято решение о создании учебно-методического комплекса по данной квалификации.

В прошлом учебном году творческая группа лицея занималась разработкой учебно-методического комплекса по квалификации «Оператор птицефабрик и механизированных ферм».

В рамках целевой программы была активизирована коллективная и индивидуальная работа над единой методической проблемой, совершенствовались формы и методы обучения для получения учащимися прочных знаний, умений и навыков, создавались условий для их применения.

Ход реализации целевой программы рассматривался на заседаниях педагогического совета, инструктивно-методических совещаниях, методических комиссиях.

Цели и задачи:

Целью программы является координация деятельности методических формирований по созданию комплекта нормативной и учебной документации, методических материалов, средств обучения и контроля, обеспечивающих выполнение требований учебных программ при подготовке рабочих кадров по профессии.

Основной задачей в реализации целевой программы является разработка основ учебно-методического комплекса и отработка методики его внедрения.

Положение о методической работе

Положение о методической работе

Положение

о методической работе Учреждения образования

«Высокский государственный профессиональный лицей

сельскохозяйственного производства»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, основанных на достижениях науки и педагогического опыта, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном итоге — на рост уровня образованности, развитости и воспитанности учащихся профессионально-технических учебных заведений.

Методическая работа проводится в целях научно-методического обеспечения профессионально-технических учебных заведений по следующим основным направлениям: нормативное, учебно-программное, учебно-методическое, информационное обеспечение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта, обеспечение средствами обучения.

Участие в методической работе обязательно для всех педагогических работников профессиональных учебных заведений и включается в их должностные обязанности.

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Основными задачами методической работы являются:

  • разработка содержания профессионального образования с учетом личностных и общественных потребностей, изменений в профессионально-квалификационной структуре кадров, специфики функционирования учебных заведений в новых социально-экономических условиях;

  • создание условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, педагогического творчества на основе диагностики их профессиональных потребностей и возможностей;

  • поиск, анализ, обобщение и систематизация положительного педагогического и производственного опыта, его внедрение в учебно-воспитательный процесс на

  • диагностической основе с учетом интересов и возможностей учебного заведения и уровня профессионализма каждого педагога;

  • создание сети экспериментальных площадок, авторских школ, педагогических мастерских;

  • методическое обеспечение проведения педагогического эксперимента, инновационных процессов;

  • комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (разработка учебно-методических комплексов, средств обучения и т.д.).

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3.1. Общее руководство методической работой в лицее осуществляет директор. Непосредственное руководство методической работой осуществляется методистом лицея.

3.2. Непосредственным организаторами и участниками являются педагогические работники в соответствии с их должностными обязанностями.

3.3. В лицее проводится коллективная и индивидуальная методическая работа.

3.4. Индивидуальная методическая работа – это самообразование педагога, которое позволяет выбрать удобный для него режим учебы и вопросы, необходимые для изучения. Педагогическое самообразование обеспечивает самостоятельное целенаправленное приобретение знаний в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии и овладение методикой обучения и воспитания.

Индивидуальная методическая работа, которая является основной формой совершенствования педагогического мастерства, осуществляется по следующим основным направлениям:

  • изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;

  • создание комплексного методического обеспечения преподавания предметов и профессий;

  • изучение и внедрение современных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс;

  • анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;

  • участие в работе педагогического совета, методических комиссий, семинаров, педагогических чтений, творческих объединений педагогов и т.д.

Методическая самостоятельная работа планируется каждым педагогическим работником на год. Цели и содержание методической работы педагогических работников должны быть взаимосвязаны с целями учебного заведения.

Индивидуальную методическую работу с педагогическими работниками проводит директор, заместители директора, методист, председатели методических комиссий и руководители других методических подразделений по оказанию им помощи в совершенствовании педагогического и профессионального мастерства, в разработке учебно-программной документации, проектировании учебных занятий, создании

учебно-методических комплексов, в разработке авторских учебных программ, методических пособий и т.д.

Формами коллективной методической работы являются педагогические советы, методические советы, методические комиссии, творческие группы, педагогические мастерские, информационные центры и т.д., которые в планы своих работ включают конкретные мероприятия (инструктивно-методические совещания, открытые уроки, семинары-практикумы, лектории, педагогические чтения, научно-практические конференции, конкурсы, деловые игры и т.д.)

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

4.1. Педагогический совет организуется как постоянно действующий коллегиальный орган для обсуждения и принятия решений по вопросам учебно-воспитательной, методической и производственной работы учебного заведения.

4.2. Состав педагогического совета определяется приказом по учебному заведению ежегодно. Порядок работы педагогического совета определяется Положением о педагогическом совете, утвержденным приказом Министерства образования от 13.06.1994 г. № 168. Материалы о работе педагогического совета оформляются в книге протоколов педагогического совета и хранятся в учебном заведении 10 лет. Решения педагогического совета обязательны для выполнения всеми членами педагогического коллектива. О выполнении ранее принятых решений председатель педагогического совета информирует его членов на каждом последующем заседании педагогического совета.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМИССИИ

5.1. Методические комиссии создаются при наличии трех и более преподавателей (мастеров производственного обучения) определенного предмета (профессии) или родственных предметов (групп профессий). В случае недостаточного количества педагогических работников для создания в учебном заведении методической комиссии, могут создаваться кустовые методические комиссии педагогических работников соответствующих предметов (профессий) из нескольких учебных заведений. В случае необходимости могут создаваться межпредметные (межпрофессиональные) методические комиссии.

5.2. Руководство методическими комиссиями осуществляют председатели, избираемые из числа наиболее опытных и квалифицированных педагогических работников учебного заведения. Состав методических комиссий, председатели утверждаются директором и оформляются приказом по учебному заведению. Руководители учебного заведения являются членами методических комиссий по профилю их преподавательской деятельности.

5.3. Содержание, формы и методы работы методических комиссий определяются членами методических комиссий в зависимости от целей и задач учебного заведения, профессиональных потребностей и возможностей педагогических работников.

5.4. Для участия в работе методических комиссий могут привлекаться научные сотрудники, специалисты предприятий, учреждений, высших и средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ.

5.5. Заседания методических комиссий проводятся ежемесячно. Планы работы комиссий являются составной частью плана методической работы учебного заведения и составляются на год. Материалы о работе методических комиссий оформляются протоколами, которые отражают решения и рекомендации по обсуждаемым вопросам.

5.6. С целью создания условий для развития профессионального мастерства педагогических работников, организации общего обсуждения актуальных проблем педагогики, дидактики, методики в рамках методических комиссий могут проводиться открытые уроки, семинары, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, научно-практические конференции и т.д.

5.7. Содержание работы методических комиссий:

  • анализ деятельности педагогических работников по реализации основных направлений научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

  • анализ преподавательской деятельности педагогических работников по повышению качества профессионального образования учащихся в соответствии с современными требованиями к выпускнику профессионального учебного заведения;

  • анализ и коррекция учебно-программной документации;

  • изучение и анализ современных технологий обучения;

  • анализ деятельности педагогических работников по организации внеурочной работы (проведение предметных недель, месячников по профессии, олимпиад по предметам, конкурсов профессионального мастерства, смотров-конкурсов и т.д.);

  • изучение положительного педагогического опыта, его анализ.

  1. ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППЫ

6.1. Для решения конкретных проблем по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, актуальных для отдельных педагогов или для учебного заведения в целом могут создаваться творческие группы из числа педагогических работников учебного заведения. Работа творческих групп строится на основании разработанных планов-заданий, программ. План работы анализируется и, в случае необходимости, корректируется методистом учебного заведения.

6.2. Возглавить работу творческих групп могут педагогические работники, увлеченные решением той или иной педагогической проблемы, владеющие организационными и коммуникативными умениями и стремящиеся к коллективному решению проблем.

6.3. Содержание работы творческих групп:

  • разработка новой учебно-программной документации;

  • разработка методических рекомендаций, учебно-методических пособий, частных методик, средств обучения;

  • разработка тестовых заданий для контроля качества профессионального образования и т.д.

6.4. К наиболее актуальным проблемам, по решению которых могут быть созданы творческие группы, могут быть отнесены следующие: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; технологии развивающего обучения; развитие технического творчества учащихся; разработка учебно-программной документации.

По итогам работы творческих групп составляются отчеты, предложения, методические рекомендации, которые заслушиваются на заседании методических комиссий, педагогического и методического советов, на которых дается оценка результатов деятельности группы и принимается решение о внедрении предложений, рекомендаций в педагогическую практику.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

7.1. Педагогические мастерские – это своеобразные авторские классы, когда педагоги, мастера своего дела передают свой практический опыт другим членам педагогического коллектива. В учебном заведении могут работать одна, две и т.д. педагогических мастерских. Из года в год эти мастерские могут меняться: вырастают в коллективе новые мастера — появляется возможность создания новой творческой мастерской. Педагогические мастерские – это школы взаимного роста.

7.2. Содержание работы педагогических мастерских:

  • трансляция педагогического опыта;

  • подготовка педагогического коллектива к творческой деятельности.

7.3. Педагогические мастерские могут работать в различных формах: семинары, деловые игры, открытые уроки, лекционные курсы, индивидуальные и коллективные педагогические консультации и т.п.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

8.1. Учебно-методический кабинет является центром методической работы в профессионально-техническом учебном заведении. Организует работу методическо-

го кабинета методист учебного заведения или заведующий кабинетом. Кабинет работает под общим руководством директора профессионального учебного заведения в тесном сотрудничестве со всеми методическими подразделениями.

8.2. Основными задачами методического кабинета являются:

  • оказание помощи руководителям учебного заведения, преподавателям, мастерам производственного обучения и другим педагогическим работникам по вопросам организации учебного процесса, выбора и применения оптимальных форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся;

  • координация работы методических подразделений учебного заведения;

  • накопление и систематизация нормативных документов, учебно-методической литературы, методических рекомендаций, материалов по техническому творчеству учащихся и т.п.;

  • обобщение и систематизация положительного педагогического и производственного опыта.

8.3. В соответствии с возложенными на методический кабинет задачами, содержание его деятельности следующее:

  • разработка единого плана методической работы учебного заведения, оказание помощи руководителям методических подразделений по текущему планированию, анализу и корректировке их работы;

  • проведение диагностики профессиональных потребностей и возможностей педагогических работников, обеспечение критериями оценки их профессиональной деятельности;

  • создание условий для повышения уровня педагогической деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения: организация и проведение циклов лекций, дискуссий, читательских конференций, педагогических чтений, семинаров, просмотров учебных видеофильмов по педагогическим, научно-техническим проблемам;

  • подготовка и организация мероприятий (семинары-практикумы, открытые уроки, методические выставки, творческие отчеты педагогов и т.п.) по обмену положительным педагогическим опытом;

  • проведение индивидуальных и коллективных консультаций по вопросам организации учебного процесса, его методического обеспечения, оказание помощи педагогам в подготовке методических разработок, докладов, сообщений;

  • информационное обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников.

8.4. Материально-техническое обеспечение методического кабинета.

В методическом кабинете должны быть созданы условия для эффективной подготовки педагогических работников к учебным занятиям, внеурочным мероприятиям, педагогического самообразования, а также для проведения методических мероприятий (совещаний, семинаров, конференций и т.д.). Кабинет оснащается техническими средствами обучения, организационной техникой, мебелью, стендами, витринами, шкафами для хранения, экспонирования имеющихся материалов.

Для оперативного использования нормативных документов, учебно-методической, технической литературы, методических разработок, в методическом кабинете создается картотека, перечень имеющихся средств обучения, дидактических материалов, видеофильмов и т.д.

8.5. Методический кабинет проводит работу по плану, который составляется на учебный год, включается в единый план методической работы и утверждается руководителем учебного заведения.

Порядок работы кабинета определяется режимом работы учебного заведения.

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

9.1. Создание информационного массива данных, быстрый доступ к необходимой информации – важное условие для развития каждого педагога. Работу информационного центра могут возглавить библиотекари учебного заведения, специалисты в области компьютерных технологий.

9.2 Содержание работы информационного центра:

  • выявление и анализ информационных запросов педагогических работников;

  • создание на основе компьютерной техники справочно-информационного фонда, который может представлять систематизированные собрания учебно-программной документации, педагогической и методической литературы, периодических изданий, фонда учебных видеокассет, учебных фильмов и т.д.;

  • координация деятельности информационного центра с библиотеками города, области и др.;

  • создание условий для развития информационной культуры педагогических работников: проведение циклов лекций, семинаров, круглых столов, выставок, выпуск методических бюллютней и т.д.

  1. ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕЩАНИЯ

10.1. Инструктивно-методические совещания проводятся директором учебного заведения, его заместителями, старшим мастером, методистом для изучения и обсуждения нормативных документов, инструкций, положений, методических рекомендаций, постановки конкретных учебно-воспитательных и производственных задач, текущего инструктирования педагогических работников.

10.2. Проведение инструктивно-методических совещаний планируется в отдельном разделе плана методической работы профессионально-технического учебного заведения. В журнале учета совещаний указываются дата, тематика рассматриваемых вопросов, состав участников совещания, лицо, проводившее инструктирование.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

11.1. Планирование методической работы в профессионально-техническом учебном заведении осуществляется на диагностической основе и оформляется в виде Единого плана методической работы на учебный год. Единый план методической работы – самостоятельный раздел Плана работы профессионально-технического учебного заведения, включающий конкретные мероприятия в соответствии с основными направлениями методической работы с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения.

План методической работы рассматривается и обсуждается на заседании педагогического совета и утверждается директором профессионально-технического учебного заведения.

11.2. Цель планирования заключается в выработке единства действий руководителей, педагогических и методических работников в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом учебного заведения.

11.3. Результаты методической работы периодически обсуждаются на заседаниях педагогического и методического советов.

11.4. К отчетным документам по методической работе относятся планы работ педагогического, методического советов, методических комиссий и других структурных методических подразделений, а также протоколы их заседаний.

11.5. Итоги методической работы могут подводиться при помощи следующих форм: творческих отчетов, методических панорам, аукционов идей, смотров-конкурсов, выставок и т.д.

11.6. Эффективность методической работы профессионально-технического учебного заведения определяется уровнем профессионализма педагогических работников, уровнем научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, качеством профессионального образования учащихся.